В центре Змеиногорска на улице Шумакова возле карьера установлен памятный знак: «Здесь начиналась первая в России чугунно-рельсовая дорога, построенная в 1806-1809 годах по проекту П.Фролова». «Чугунка», протяжённостью около двух километров, соединявшая рудник со Змеёвским заводом, была для своего времени образцом передовой инженерной мысли.
С учётом сложного рельефа трассы для прокладки пути использовалась не только насыпь, но и выемка, виадук, мост через реку. Рельсы, отлитые из чугуна, крепились на продольных брусьях, которые в свою очередь укладывались на шпалы. Единственным транспортным средством были повозки на конной тяге. Три повозки объединялись в поезд, вмещавший около восьми тонн руды. Поезд общим весом около десяти тонн везла одна лошадь. За день она перевозила более 60 тонн груза, заменяя 25 лошадей.
Дорога успешно эксплуатировалась до середины XIX в., но впоследствии была заброшена. Вспомнили о ней через сто лет, когда в годы Великой Отечественной войны возникла необходимость доставки руды на обогатительную фабрику. Для прокладки узкоколейки использовали частично сохранившуюся насыпь, а главное принцип устройства: рельсы на шпалах и три вагонетки на конной тяге. В отличие от первой «чугунки» Фролова рельсы были не треугольными, а современной формы, изготовленные из стали, а не из хрупкого чугуна. Соответственно изменилась и форма колёс вагонеток. Узкоколейная конно-самокатная железная дорога горного цеха Змеиногорского рудника существовала с 1942 по 1962 годы.
На сегодняшний день от чугунно-рельсовой дороги П.К. Фролова осталось четыре рельса, два из которых хранятся в Музее истории развития горного производства имени Акинфия Демидова, да часть выемки и насыпи в центре города.
Ради исторической справедливости следует поправить надпись на памятном знаке: «Здесь начиналась одна из первых в России чугунно-рельсовых дорог…». В 1788 году на Александровском пушечном заводе в Петрозаводске была построена железная дорога – «чугунный колесопровод», которая использовалась для перевозки пушек и руды из доменного цеха в сверлильный. Однако это ничуть не умаляет наше восхищение и благодарность выдающемуся инженеру и государственному деятелю Петру Козьмичу Фролову, создавшему уникальное сооружение, приблизившее время железных дорог.
Еще больше фотографий на облаке ...